ПРИНЦИПЫ НОВОЙ МЕТАФИЗИКИ

 

I.    Scientia

 

1. Сциенция означает знание, зиждущееся на стремлениях к исчерпывающему пониманию и удовлетворительному объяснению.

 

2. На внутреннем плане оно характеризуется компетенцией, на внешнем – рациональной формой, выдерживающей критику.

 

3. Специфика этого знания различается. Материя проявляет себя в состояниях устойчивости и изменчивости, которые порождают:

  1) знание, отображающее устойчивую реальность, будучи инвариантно, верифицируемо и надежно;

  2) знание, моделирующее изменчивую реальность, будучи вариативно, гипотетично и возможно.

 

4. Выделенные типы знания согласуются в синтетическом знании, которое:

1) выходит за рамки формальных противоречий и субъектно-объектной дихотомии, будучи разумным, гибким и актуальным;

2) учитывает детерминизм, метаморфизм, случайность и необратимость, будучи основательным, многомодальным и потенциальным.

 

5. Синтетическое знание полагается на взаимодополняющие концепции:

  1) конструктивизм – форма понимания познавательной деятельности как построения частной интерпретации;

  2) трансцендентальный реализм – форма проницательного постижения сущего как данности общего порядка.

 

6. Приращение синтетического знания – искусство, требующее совокупности внутренних качеств: тонкого чутья, бдительности, сознательности, решимости – и операций: погружения в неопределенность, переживания нутром, различения, целеполагания, допущения, испытания, осмысления, переоценки, вопрошания и совершенствования.

 

 

II.    Existentia

 

1. Экзистенция отображает:

  1) переживание непосредственной реальности, восходящее от рефлексов, эмоций и образов к смысловым конструктам сознания – представлениям, абстракциям, понятиям и принципам;

  2) переживание опосредованной реальности, вскрывающее за смысловыми конструктами сознания шлейф метафизических состояний.

 

2. Экзистенция предполагает:

  1) неразделимость субъекта и объекта;

  2) насыщенность и пестроту протекания;

  3) связность восприятия, понимания и мышления;

  4) конкретность и предметность содержания;

  5) пограничную ситуацию знания.

 

3. Экзистенция преодолевает внушаемость с присущей ей одномерностью и обнажает мир до его рационализации, в котором обретается чистое видение и опыт подлинности.

 

4. В предельном выражении данный опыт свойственен двум типам индивидуальности с различной расстановкой приоритетов:

  1) подлинный агент – проводник общей воли, для которого характерны слияние, субординация и служение в интересах большего;

  2) подлинный субъект – проводник частной воли, для которого характерны автономия, надежда на себя и действие в собственных интересах.

 

5. Экзистенции соответствуют взаимодополняющие практики:

  1) когнитивный обскурантизм – способ осознания путем затемнения и полной дезориентации, побуждающей к определенности и ясности;

  2) иллюминизм – способ осознания путем прояснения, достигаемого в непосредственном созерцании, мышлении или трансе.

 

6. Экзистенция является искусством, ведущим к превращению жизни в проект собственной философии. Такой замысел всегда рискует закончиться плохо, однако важен процесс с оказией Summum Bonum.

 

 

III. Transcendentia

 

1. Трансценденция характеризует способ обретения качественно нового измерения экзистенции, состоящий в экспансии в неопределенность с целью обнаружения себя в расширенном и углубленном виде. Она запускает процесс становления, обновления и преображения картины мира, значения которой трансформируются в соответствии с новым знанием.

 

2. Трансценденция воспроизводит единственное действие – выход за пределы. Эта операция всегда последовательна и необратима – она оставляет историю и открывает новые перспективы.

 

3. Трансценденция происходит в трех основных формах, которые различны по исходным условиям, возможностям и результатам:

  1) эмергенция – эволюционный переход на новый уровень, присущий естественному порядку вещей;

  2) инициация – санкционированный извне переход, ускоряющий эволюцию и направляющий ее в определенное русло;

  3) трансгрессия – сознательно осуществляемый переход, направленный на предел.

 

4. Трансценденция простирается от ординарного до исключительного явления, подразумевающего свободу от необходимости и обусловленности, произвол, излишество и вызов всему.

 

5. Она предполагает взаимодополняющие операции:

  1) выход из определенности – необратимый разрыв, обусловленный неудовлетворенностью сложившимся порядком существования;

  2) вход в неопределенность – попадание в стечение обстоятельств, несущее непредвиденные опасности и интересные возможности.

 

6. Трансценденция является искусством метаморфоз в акте познания безграничных пространств, и свободной наукой, неустанно подтверждающей несостоятельность всего, что препятствует стремлению исполнить себя.