ПОДЛИННАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ
Подлинный субъект — носитель оперативной духовности, очищенной от ригидности, ограниченности, наивности и других изъянов. Он ориентирован на трансценденцию, поэтому на определенном этапе для него характерно фундаментальное противопоставление себя наличному порядку существования.
Для того, кто действительно понимает глубже и видит дальше, наличное становится несовершенным, оно перестает удовлетворять. Чем более глубокое и дальновидное видение, тем более оно не соответствует наличному, которое начинает вызывать смешанные состояния — надежду и жалость, сочувствие и осуждение, симпатию и отвращение, любовь и презрение.
Это глубокое видение становится ценностью подлинного субъекта, через ее призму он воспринимает мир. Его влечет одна цель — добиться соответствия мира и этой ценности в той мере, в какой он только может себе это позволить. Разумеется, такая картина отражает идеальный порядок вещей…
Для подлинного субъекта характерен особый тип экзистенции, предполагающий ряд условий:
1) полная суверенность; такой субъект является началом, концом, мерилом и творцом его собственной реальности. За ним нет никого — ни авторитета, ни власти, ни бога. Он не является агентом чьей-либо воли или влияния, а потому он предельно устойчив и способен действовать от своего имени;
2) наличие и открытость личного мнения и видения; подлинный субъект устремлен к обретению предельного для человека как вида опыта. Его понимание является глубоким — оно добыто посредством большого усилия — так, как добывают золото. По этой причине он основателен, способен к дискуссии и не боится критики. Его мнение несет новизну, устремлено к удовлетворительной форме и способно меняться.
3) ориентация на просвещение и способность созидать новое; подлинный субъект ориентирован на иллюминацию мира посредством знания.
Его антагонистом выступает псевдосубъект, которого отражает:
1) профан;
2) интроектор;
3) сателлит;
4) паразит;
5) ретроград;
6) скаред и пр.
Между псевдосубъектом и подлинным субъектом есть промежуток, там находятся:
1) радикалы-романтики — они становятся субъектами, когда смотрят в лицо смерти, и у них нет права гибко и быстро менять свое мнение — отсутствие устойчивости в жизни компенсируется устойчивостью взгляда, способного на радикальное действие;
2) интеллигенция — она обычно служит той или иной системе, но может проявлять субъектность применительно к отстраненным и некритичным для ее выживания и благополучия направлениям.
E.R.