Философия

ПРИНЦИПЫ НОВОЙ МЕТАФИЗИКИ


I. Scientia

1. Сциенция означает знание, зиждущееся на стремлениях к исчерпывающему пониманию и удовлетворительному объяснению.

2. На внутреннем плане оно характеризуется компетенцией, на внешнем – рациональной формой, выдерживающей критику.

3. Специфика этого знания различается. Материя проявляет себя в состояниях устойчивости и изменчивости, которые порождают:
1) знание, отображающее устойчивую реальность, будучи инвариантно, верифицируемо и надежно;
2) знание, моделирующее изменчивую реальность, будучи вариативно, гипотетично и возможно.

4. Выделенные типы знания согласуются в синтетическом знании, которое:
1) выходит за рамки формальных противоречий и субъектно-объектной дихотомии, будучи разумным, гибким и актуальным;
2) учитывает детерминизм, метаморфизм, случайность и необратимость, будучи основательным, многомодальным и потенциальным.

5. Синтетическое знание полагается на взаимодополняющие концепции:
1) конструктивизм – форма понимания познавательной деятельности как построения частной интерпретации;
2) трансцендентальный реализм – форма проницательного постижения сущего как данности общего порядка.

6. Приращение синтетического знания – искусство, требующее совокупности внутренних качеств: тонкого чутья, бдительности, сознательности, решимости – и операций: погружения в неопределенность, переживания нутром, различения, целеполагания, допущения, испытания, осмысления, переоценки, вопрошания и совершенствования.


II. Existentia

1. Экзистенция отображает:
1) переживание непосредственной реальности, восходящее от рефлексов, эмоций и образов к смысловым конструктам сознания – представлениям, абстракциям, понятиям и принципам;
2) переживание опосредованной реальности, вскрывающее за смысловыми конструктами сознания шлейф метафизических состояний.

2. Экзистенция предполагает:
1) неразделимость субъекта и объекта;
2) насыщенность и пестроту протекания;
3) связность восприятия, понимания и мышления;
4) конкретность и предметность содержания;
5) пограничную ситуацию знания.

3. Экзистенция преодолевает внушаемость с присущей ей одномерностью и обнажает мир до его рационализации, в котором обретается чистое видение и опыт подлинности.

4. В предельном выражении данный опыт свойственен двум типам индивидуальности с различной расстановкой приоритетов:
1) подлинный агент – проводник общей воли, для которого характерны слияние, субординация и служение в интересах большего;
2) подлинный субъект – проводник частной воли, для которого характерны автономия, надежда на себя и действие в собственных интересах.

5. Экзистенции соответствуют взаимодополняющие практики:
1) когнитивный обскурантизм – способ осознания путем затемнения и полной дезориентации, побуждающей к определенности и ясности;
2) иллюминизм – способ осознания путем прояснения, достигаемого в непосредственном созерцании, мышлении или трансе.

6. Экзистенция является искусством, ведущим к превращению жизни в проект собственной философии. Такой замысел всегда рискует закончиться плохо, однако важен процесс с оказией Summum Bonum.


III. Transcendentia

1. Трансценденция характеризует способ обретения качественно нового измерения экзистенции, состоящий в экспансии в неопределенность с целью обнаружения себя в расширенном и углубленном виде. Она запускает процесс становления, обновления и преображения картины мира, значения которой трансформируются в соответствии с новым знанием.

2. Трансценденция воспроизводит единственное действие – выход за пределы. Эта операция всегда последовательна и необратима – она оставляет историю и открывает новые перспективы.

3. Трансценденция происходит в трех основных формах, которые различны по исходным условиям, возможностям и результатам:
1) эмергенция – эволюционный переход на новый уровень, присущий естественному порядку вещей;
2) инициация – санкционированный извне переход, ускоряющий эволюцию и направляющий ее в определенное русло;
3) трансгрессия – сознательно осуществляемый переход, направленный на предел.

4. Трансценденция простирается от ординарного до исключительного явления, подразумевающего свободу от необходимости и обусловленности, произвол, излишество и вызов всему.

5. Она предполагает взаимодополняющие операции:
1) выход из определенности – необратимый разрыв, обусловленный неудовлетворенностью сложившимся порядком существования;
2) вход в неопределенность – попадание в стечение обстоятельств, несущее непредвиденные опасности и интересные возможности.

6. Трансценденция является искусством метаморфоз в акте познания безграничных пространств, и свободной наукой, неустанно подтверждающей несостоятельность всего, что препятствует стремлению исполнить себя.